Консультации специалистов
Вы можете оперативно получить ответ на любой интересующий Вас вопрос совершенно бесплатно.



Рассылки Subscribe.Ru
Специализированная техника: новинки, продажа, аренда

«ЧЕТРА»: качество в деталях

2008-09-18 20:31:19

Прежде чем со сборочного конвейера сойдет бульдозер или трубоукладчик, тысячи деталей будут сконструированы и произведены в разных производственных цехах. И совсем неудивительно, что конструкторская служба Чебоксарского завода промышленных тракторов (сейчас ОАО «Промтрактор», ведущая производственная площадка Концерна «Тракторные заводы») старше самого завода. История ГСКБ началась в 1972 году, когда в городе Чебоксары, столице Чувашской Республики, началось строительство завода промышленных тракторов. С октября 1975 года, когда был выпущен первый трактор, началась история ЧЗПТ. А сегодня Чебоксары с полным правом можно назвать столицей и российского тракторостроения: бренд «ЧЕТРА» успел завоевать крепкие позиции и на российском, и на международном рынках.
О новинках и модернизации выпускаемой техники «ЧЕТРА» рассказывает генеральный конструктор – директор ООО «ГСКБ» Виктор НОВИКОВ.

– Каковы сегодня научные и производственные возможности предприятий Концерна «Тракторные заводы» по проектированию и запуску в серийное производство новой техники?

– Конструкторские организации, которыми я руковожу, – ООО «ГСКБ» (г. Чебоксары) и волгоградский филиал ООО «ГСКБ» (г. Волгоград) – занимаются разработкой конструкторской документации на промышленные гусеничные бульдозерно-рыхлительные агрегаты,  трубоукладчики, колесные погрузчики и сельскохозяйственные гусеничные  тракторы. Поскольку в обязанности конструкторских структур входит не только проектирование объектов производства, но и стендов, все виды стендовых и эксплуатационных испытаний, обеспечение копиями КД всех производств, разработка эксплуатационной документации, а также еще много другой работы, то непосредственно разработкой КД у нас занимаются 150 инженеров. Начиная с 1996 года конструкторами ежегодно разрабатывалось по одной новой машине и по несколько модификаций (по двигателю, ходовой системе, навесному оборудованию). Все, что проектировалось по промышленным тракторам и трубоукладчикам, ставилось на производство. Это позволяет сегодня ОАО «Промтрактор» и ОАО ТК «ВгТЗ» выпускать бульдозерно-рыхлительные агрегаты на базе тракторов тяговых классов 9, 11, 15, 20, 25, 35, 40, трубоукладчики номинальной грузоподъемностью 12,5, 21, 31, 50 т, фронтальные колесные погрузчики грузоподъемностью 6 и 12 т и колесные бульдозеры 11 и 25 класса. Однако следует отметить, что КД и производство гусеничных бульдозеров класса 9 переданы в Волгоград, а погрузчики грузоподъемностью 6 т и колесные бульдозеры класса 11 переданы в Курган.
ООО «ГСКБ» сохранило основных разработчиков, поэтому в ближайшие годы мы сохраним возможность создания и постановки на производство новых видов техники и новых моделей.

– Виктор Георгиевич, какую рыночную нишу занимает или планирует занять бренд «ЧЕТРА» в России?

– В России и странах СНГ мы являемся практически монополистами в производстве промышленных тракторов и трубоукладчиков, кроме 9 и 11 классов тяги, и трубоукладчика грузоподъемностью 12,5 т, если не учитывать импортную технику. Поэтому в объемах продаж средних и тяжелых бульдозеров и трубоукладчиков наша доля составляет около 35–40%. Увеличение объемов производства в основном происходит за счет моделей меньших тяговых классов, но в этих классах наша доля российского рынка не превышает 15–20%. В перспективе, думаю, нам удастся увеличить свою долю на  российском рынке.

– Какова основная линейка моделей «ЧЕТРА», выпускаемых ОАО «Промтрактор» – ведущей производственной площадки Концерна «Тракторные заводы»? Какие модификации существуют?

– Сегодня ОАО «Промтрактор» выпускает бульдозерно-рыхлительные агрегаты: ЧЕТРА-9 (Т-9.01Я – модификации Т-901К, Т-901КМ, Т-901ЯМП), ЧЕТРА-11 (Т-1101Я – модификации Т-1101К, Т-1101ЯМ, Т-1101ЯМПЛ), ЧЕТРА-15 (Т-1501Я – модификации Т-1501К, Т-1501ЯМ), ЧЕТРА-20 (Т-2001Я – модификации Т-2001К, Т-2001ЯМ), ЧЕТРА-25 (Т-2501Я – модификации Т-2501К1, ТМ-2501Я), ЧЕТРА-35 (Т-3501Я  – модификации Т-3501К, Т-3501ЯБЛ), ЧЕТРА ХЭВИ 4 (Т-4001К).
 Трубоукладчики: ЧЕТРА-121 (ТГ-121Я – модификации ТГ-122Я, ТГ-121К), ЧЕТРА-221 (ТГ-221Я – модификация ТГ-221К), ЧЕТРА-301 (ТГ-301Я – модификация ТГ-301К), ЧЕТРА-503 (ТГ-503Я – модификация ТГ-503К), ЧЕТРА ХЭВИ 511 (ТГ-511К – модификация ТГ-511К).
 Погрузчики колесные фронтальные: ЧЕТРА-60 (ПК-6001Я), ЧЕТРА-12 (ПК-12.02).
 Бульдозеры колесные: ЧЕТРА-11 (ТК-1101Я), ЧЕТРА-25 (ТК-2501Я).
Помимо перечисленных машин, на каждую модель возможны установки различных отвалов, рыхлителей, лебедок, стрел разной длины и т.п.

На рынке тракторной техники довольно сильная конкуренция, особенно в тяжелом классе. Какие модели Вы бы отметили как наиболее перспективные для российских и зарубежных потребителей?

– Если говорить о наших моделях тракторов с точки зрения перспективности, то я бы не стал выделять какую-либо одну машину. Они все востребованы российскими потребителями. Не будь так, мы бы не проектировали их и не вкладывали средства в подготовку и модернизацию производства. Техника развивается очень быстро и требует постоянного совершенствования. Я бы особо отметил две модели тракторов. Это ЧЕТРА-11 и ЧЕТРА ХЭВИ 4.  Что касается зарубежных покупателей, пользуется спросом вся линейка техники «ЧЕТРА».

– В чем преимущество новых моделей «ЧЕТРА»? Насколько они конкурентоспособны на рынке тракторной техники?

– Нами уже давно выбрано направление на создание техники, отвечающей следующим требованиям: простота конструкции и удобство ремонта и обслуживания, модульный принцип построения машины, удобство работы оператора. При практически сопоставимом техническом уровне наших машин с зарубежными аналогами надо отметить, что техника «ЧЕТРА» дешевле в эксплуатации и ремонте. В последнее время придается большое значение внутреннему и внешнему дизайну.

– Известно, что отзывы потребителей в известной степени помогают совершенствовать технику. Поддерживаете обратную связь с конечными потребителями продукции? Что интересного Вы узнали о своей продукции непосредственно от них?

– ОАО «Промтрактор» с выпуска первых тракторов имеет службу, занимающуюся обучением операторов, запуском тракторов в работу, гарантийным обслуживанием, поэтому связь постоянная как с российским потребителем, так и с зарубежным. Постоянно на места эксплуатации выезжают специалисты-конструкторы, представители заводов-производителей, службы качества. С 2006 года гарантийным и постгарантийным  сервисным обслуживанием техники «ЧЕТРА» занимается торгово-сервисная компания «ЧЕТРА-Промышленные машины». География эксплуатации машин определяет и региональную сервисную сеть. Основная задача ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» как сервисного предприятия – обеспечить работоспособность техники в течение всего периода эксплуатации. Это означает, что сервисное обслуживание не заканчивается с окончанием срока гарантии. Компания готова сопровождать технику в течение всего срока службы, все время, пока она способна приносить прибыль своему владельцу. Техника «ЧЕТРА» несет свою трудовую вахту, начиная от Крайнего Севера и заканчивая экваториальными странами Африки и тропическими странами Юго-Восточной Азии. Естественно, успешная эксплуатация машин была бы невозможна без оперативного и качественного сервисного обслуживания. Специалисты ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» отслеживают судьбу каждого агрегата, выезжают на место и интересуются, как показывает себя на практике наша техника, оперативно реагируют на возникающие в процессе эксплуатации проблемы. Все замечания потребителей поступают на завод, отрабатываются, а мы принимаем меры по улучшению конструкции, применению новых комплектующих, приданию трактору новых функций и т.д. Узнаем от потребителя очень многое: и хвалебные отзывы, и деловые советы… Заявка от потребителя может послужить толчком к разработке новой модели трактора или приданию каких-либо новых функций. Можно, к примеру, назвать бульдозеры Т-1101, Т-3501ЯБЛ для РЖД, путеукладчик ТП-2001, разработка которых начиналась после получения заявки от потребителя.
Многолетний опыт эксплуатации тяжелых промышленных машин показывает, что комплектность бульдозерно-рыхлительного агрегата для разных регионов, условий эксплуатации и с учетом уровня подготовленности персонала может быть разным. Все большая часть потребителей старается как-то оптимизировать параметры навесного оборудования и комплектацию шасси под конкретные условия эксплуатации. С учетом этих особенностей потребители предъявляют специфические требования к машине, предлагают разработать целевые системы и виды навески. Надо отметить многовариантность комплектации техники «ЧЕТРА», что позволяет грамотному механику с помощью специалиста завода скомплектовать трактор с учетом конкретных условий применения. Так что у компаний, выбирающих продукцию «ЧЕТРА», есть возможность заказать трактор по индивидуальному техническому заданию.

– Виктор Георгиевич, какие модели среднего класса интересны для потребителей?

– Технологии российских потребителей промышленных тракторов были всегда ориентированы на тракторы малых классов (10–11) и больших (25 и выше). Поэтому машины средних классов (15 и 20), созданные нами в конце 90-х годов прошлого века, только сейчас начинают завоевывать позиции, хотя трубоукладчики на их базе нашли своего потребителя раньше.

– Сегодня в России активно строятся и модернизируются нефте- и газопроводы. Вы поставляете на рынок новый трубоукладчик тяжелого класса. Чем интересна эта модель для специалистов нефтегазовой отрасли?

– Трубоукладчик ЧЕТРА ХЭВИ 511 (ТГ-511) создается взамен ЧЕТРА-503 (ТГ-503) с целью внедрения современных технических решений во все узлы и системы при  одновременном повышении грузоподъемности (с 50 до 51 т)  и уменьшении общей массы трубоукладчика с целью достижения его перевозки с частичной разборкой на 50-тонных трейлерах. Этот трубоукладчик предназначен для прокладки магистральных газопроводов диаметром 1420 мм. Для нефтепроводов требуются трубы меньших диаметров, поэтому мы готовы предложить трубоукладчики меньших грузоподъемностей: ЧЕТРА-121, ЧЕТРА-221, ЧЕТРА-301. 

– В какие страны поставляется техника «ЧЕТРА»? Каковы отзывы покупателей? Чем они руководствуются при покупке тракторов «ЧЕТРА», поскольку за рубежом тоже есть из чего выбрать?

– Разговоры о том, что российские производители техники не имеют потенциала для выхода на мировой рынок и борются за выживание на отечественном рынке, продолжаются скорее по привычке, чем на основании реального положения дел. Миф этот давно развеян, и необходимо объективно оценивать ситуацию. Наши машины поставляются не только в страны СНГ, но и в Индию, Индонезию, Зимбабве, Австралию, Южную Корею, Болгарию, ОАЭ, Катар…
Одно из конкурентных преимуществ техники «ЧЕТРА» – высокая степень адаптивности навесного оборудования к потребностям заказчика. Одним из примеров подобной адаптации является нестандартное применение чебоксарских трубоукладчиков на угольных разрезах Индии. Добываемый в индийском штате Тамиланд лигнит – ископаемое топливо, обычно известное как бурый уголь, идет на теплоэлектроцентрали г. Нейвели и играет огромную роль в экономике штата. Именно поэтому Нейвели Лигнайт Корпорейшн (Neyveli Lignite Corporation) – компания, владеющая крупнейшими в Индии шахтами, где открытым способом добывается лигнит, использует только самую современную технику ведущих мировых производителей, в их числе и трубоукладчики «ЧЕТРА».
Звучит интересно: трубоукладчики на добыче угля. Но это лишь еще раз подтверждает оригинальность подхода к решению задачи. Дело в том, что технология угледобычи в Нейвели имеет свою специфику. Мощные роторные экскаваторы снимают раз за разом верхний слой земли и насыпают породу на конвейер, протяженность которого составляет несколько десятков километров. Дойдя до определенной границы, экскаватор возвращается на исходную позицию. Но эту операцию можно осуществить только в том случае, если ему не мешает конвейер. Конвейерные линии после каждого прохода нужно полностью разбирать и перевозить на нужное место. Эта трудоемкая процедура могла бы существенно тормозить процесс угледобычи, если бы не трубоукладчики. Машины попросту поднимают большие сегменты конвейера и перемещают их, экономя и время, и деньги.

– Сегодня сложно продавать технику, которая не соответствует международным стандартам качества и безопасности. Соответствуют ли этим стандартам модели  «ЧЕТРА»? Насколько был сложным (или интересным) для производителя процесс сертификации?

– Сегодня требуется сертификация всей продукции. Естественно, вся наша техника имеет российские сертификаты. Помимо этого мы еще получаем разрешение на применение нашей техники на объектах, подведомственных Ростехнадзору. Для того чтобы наша техника могла применяться у зарубежного потребителя, требуется либо сертификация у страны-импортера, либо сертификат от всемирно известных фирм. Мы начали и ведем такую работу с фирмой TUV Rheinland InterCert. Процесс сертификации в TUV аналогичен сертификации в России. Из работы с представителями этой фирмы можно сделать вывод, что главное – это не бумага под названием сертификат, а то, как качественно сделана машина и насколько стабильно качество изготовления, так как потребитель дает оценку машине не по сертификату, а по тому, как она изготовлена и приспособлена для выполнения той или иной работы. Четыре модели чебоксарских тракторов – бульдозеры ЧЕТРА-11, ЧЕТРА-15, ЧЕТРА-20 и ЧЕТРА-25 – имеют сертификаты TUV Rheinland InterCert.

– Где сегодня можно встретить технику «ЧЕТРА»? В каких серьезных проектах она участвует?

– Наши машины выпускаются уже более 32 лет, сегодня их можно встретить практически повсюду – от Сахалина и Камчатки до Калининграда. Их приобретают самые крупные газовые и нефтяные компании, угледобывающие предприятия, небольшие золотодобывающие артели. Последние годы появляются новые потребители, среди них строители, дорожники, энергетики, РЖД и многие другие. Надо учесть, что сложные климатические условия, удаленность многих объектов инфраструктуры требуют особой надежности техники, ее способности функционировать в температурном интервале от –50 до +50 ?С. Техника «ЧЕТРА» хорошо зарекомендовала себя на проектах «Сахалин-2», «ВСТО» (Россия), на строительстве трубопроводов «Тайшет – Находка» (Россия), «Мундра – Дели» (Индия), «Атасу – Алашканькоу» (Казахстан – Китай), газопроводов «Северо-Европейский» (Россия – Германия), «Голубой поток» (Россия – Турция), «Южная Суматра – Западная Ява» (Индонезия), «Карачаганак – Аксай – Уральск» (Казахстан), нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (Казахстан – Россия), федеральной трассы «Чита – Хабаровск» (Россия).

– Какие планы и перспективы у бренда «ЧЕТРА» на будущее? Какие новые модели можно увидеть на рынке в ближайшие годы?

– Основной упор нашим ГСКБ будет сделан на модернизацию тракторов и трубоукладчиков. Будут внедрены двигатели, соответствующие современным экологическим требованиям, электрогидроуправление трансмиссией, новые ходовые системы с элементами подрессоривания, новые кабины. Планируется создание новых трубоукладчиков номинальной грузоподъемностью 8 и 44 т. Есть в планах и модернизация колесных бульдозера и погрузчика. Но самая объемная и не терпящая отлагательства работа – это доводка до серийного изготовления сельскохозяйственного  трактора ЧЕТРА-6С (Т-6С315). После этого появится возможность создать унифицированное и конструктивно подобное семейство гусеничных сельскохозяйственных тракторов классов тяги от 4 до 10 т.

Виктор Георгиевич Новиков
Родился 8 октября 1950 года на хуторе Каменка (Волгоградская область, Урюпинский район) в семье колхозников. Начальную школу окончил в селе, среднюю – в 1968 году в г. Урюпинске. Учился на автотракторном факультете Волгоградского политехнического института, который закончил в 1973 году по специальности «Автомобили и тракторы». С августа 1973-го работал конструктором в ОГК Чебоксарского завода промышленных тракторов. С 1976 года руководитель конструкторской группы перспективных разработок трансмиссий, с 1985-го начальник конструкторского бюро, с 1987-го начальник отдела трансмиссий. С марта 1995 года первый заместитель генерального конструктора, а с мая 1996-го главный конструктор ГСКБ ОАО «Промтрактор». С сентября 2006 года генеральный конструктор ООО «ГСКБ» по гусеничным и колесным машинам.

Журнал "АвтоСпецТехника"

http://www.specauto.su/